Сообщение от dudukin
Ты не поверишь, но Лунгин для своего "Царя" слизал с "Андрея Рублева" Тарковского не один сюжетный ход. В основном, как раз высокодуховные с точки зрения последнего. Загвоздка в том, что все это - сцены насилия (только у Тарковского они сняты не по-нарошку), и с точки зрения копипастера они не такие высокодуховные, как Сусальность.
Сусальность - это палочка-выручалочка. Это то, что позволяет снять просто, безыскусно, "на отъебись", но при этом люд будет ахать и пускать слезу: "как же высокодуховно!" Действительно, зачем показывать стремления самодержца, его желания и чувства, которые составляют важную и неотъемлимую часть как личности Грозного (см. фильм 1944 года), так и собирательный образ любого тирана в принципе, когда проще заставить его высокодуховно бить поклоны, корчиться как эпилептики на каруселях или скакать, как Горлум. Этими эквилибристическими кунштюками ограничиваются все его религиозно-мистические метания иже Сусальность.
Подобные упрощения вкупе с росписью под хохлому могут пройти на ура для обывателя, которого достали "Бумер-3" и тандем-пакет Безруков-Хабенский-Боярская. Но беда в том, что драматургией в фильмах с упрощенной сюжетной линией и не пахнет, а в памяти всплывают замечательные вещи без упрощений. И ладно бы речь шла об откровенно коммерческом кино, вроде как "Кошмар на улице Вязов - 9" проще и безыскуснее "Кошмара на улице Вязов - 1". Но чем ярче коммерческая направленность, тем больше тускнеет Сусальность.
Поэтому высокодуховное кино с упрощенной сюжетной линией на фоне неупрощенных предшественников выглядит как публикация "Мальчиша-Кибальчиша" на фоне "Тихого Дона". Главный вопрос, который при этом возникает: "А зачем это вообще нужно?"
Наиболее показательным упрощением последнего времени служит фильм того же режиссера "Остров", сюжет которого можно описать в двух-трех предложениях почти без купюр. Всякое упоминание сценария в нем вытеснено той маркой Сусальности, которая в этих ваших интернетах носит название "Фофудья". Фильм состоит из нее чуть менее, чем полностью и оттого он считается чуть ли не самым высокодуховным фильмом десятилетия. Люд умилялся. Мне не повезло. Я слишком люблю русскую классику и, особенно, творчество Н.Лескова. "Очарованный странник" был дважды экранизирован и несколько раз театрализован. Ныне он даже входит в школьную прогамму. И в сочинении среднего десятиклассника на тему "Иван Флягин - грешник или праведник" драматургии и глубинных взглядов на спорные вопросы куда больше, чем в "Острове". Памятуя об этом, я вышел с просмотра с одним вопросом: "Ну и хули?"
Лунгин по поводу своих "творческих" планов сказал, что следующий фильм будет про страшных русских националистов. Я почти уверен, что в итоге получится нечто такое: директор стройтреста отвлекся от закусывания водки черной икрой и нанял гастарбайтера из Средней Азии (Мамонов). Приходит назквозь коррумпированный оборотень в погонах и заставляет его торговать наркотиками. Мамонов отказывается. Оборотень кличет злых скинхедов, те больно бьют Мамонова, не снимая ушанок. Титры. Слезы умиления и легкий душок Сусальности.
|